Советы учителя-дефектолога

7 фактов об аутизме

Почему паззл - символ аутизма

Головоломки-«паззлы» или отдельные кусочки паззла считаются общепринятым международным символом аутизма, многие организации и общественные кампании используют различные варианты паззлов, чтобы обозначить, что они поддерживают людей с аутизмом. Однако мало кто знает о происхождении этого символа.

23 января 1962 года группа отчаявшихся родителей собралась в тесной гостиной Лондон. Они были злы и разочарованы – их детей заклеймили «необучаемыми», им некуда было обратиться за помощью. В тот день было основано Национальное общество аутизма Великобритании. Это было первая в мире организация родителей детей с аутизмом, которые начали защищать их интересы. Их первая цель была довольно скромна – создание центра дневного пребывания для детей с аутизмом на севере Лондона.

В те времена в Великобритании «аутизм» еще не был общепринятым термином среди специалистов. Детям ставились диагнозы «психоз» или «детская шизофрения», а население в целом вообще ничего про аутизм не слышало. Многие специалисты в то время ставили под сомнение необходимость отдельной организации, которая будет заниматься только аутизмом. В то время существовало Общество для детей с психическими нарушениями, и многие говорили, что его достаточно для представления интересов всех детей с нарушениями развития, и нет смысла создавать «еще одну детскую благотворительную организацию». В то время еще были довольно популярны психоаналитические теории о том, что аутизм развивается из-за «отстраненных, холодных родителей», а также бытовало представление о «критических периодах» развития, согласно которому, после определенного возраста состояние ребенка изменить уже невозможно и единственный вариант – поместить ребенка в интернат до конца жизни. Диагноз «аутизм» было крайне сложно получить, а услуги по специальному образованию предоставлялись только тем детям, которые были признаны «обучаемыми» комиссией специалистов, остальных детей направляли в учреждения, где практически не было педагогов.

Организация быстро развивалась, количество ее членов стремительно росло. Формировалась сеть специалистов, появлялись публикации в СМИ, были открыты первые начальные школы для детей с аутизмом. Тогда же был разработан логотип организации – кусочек паззла, внутри которого был плачущий ребенок. Именно с него началась ассоциация между образом паззла и аутизмом. Логотип был разработан Джеральдом Гассоном, одним из родителей и членом исполнительного комитета организации. 14 февраля 1963 года он написал: «Комитет решил, что символом Общества должен быть паззл, так как он не похож на другие коммерческие или благотворительные логотипы». Поскольку это была первая организация по вопросам аутизма в мире, со временем другие организации начали использовать свои варианты паззлов и символ постепенно стал международным.

Тогда символ обозначал следующее: дети с аутизмом страдают от расстройства, которое ставит в тупик, оно изолирует их от человеческих отношений и не дает им «найти свое место» в общей картине. Плачущий ребенок должен был напоминать, что люди с аутизмом действительно страдают от своих трудностей. Однако сейчас организация, положившая начало этому символу, больше его не использует – в 2002 году логотип был изменен на другой. Это было связано с тем, что организация больше не занималась только детьми, и все больший акцент делался на поддержку взрослых с аутизмом, кроме того, было решено подчеркивать предоставление поддержки, а не таинственность аутизма. Однако символ паззла продолжает активно использоваться во всем мире.

По материалам сети Интернет

свернуть

Повышение статуса ребенка с ОПФР в условиях инклюзивного обучения и воспитания

Инклюзивное образование – это обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся (Концепция развития инклюзивного образования лиц с ОПФР)

Ценности инклюзии:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • разнообразие усиливает все  стороны жизни человека.

Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значитель­но возросло. 

Современная система специаль­ного образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных де­тей, все дети обучаемы и им гаранти­руется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здо­ровых сверстников.

Идея толерант­ности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой по­лезности приходит культура челове­ческого достоинства.В связи с интеграцией детей с ОПФР в учреждение образования общего типа представляется необходимым использо­вание комплексного, системного подхода к изучению личности ребен­ка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успеш­ной социализации.

В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспе­чивающая обучение детей с особенностями психофизического разви­тия.

Поэтому перед педагогическими работниками стоит задача устранить этот негатив. Чтобы оказать действенную по­мощь такому воспитаннику, педагогу следу­ет преодолеть ряд сложившихся стереотипов. Общими усилиями педагогического работника, родителей и дефектолога создается благоприятная для воспитанников среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных воз­можностей, не испытывая диском­форта от пребывания среди успева­ющих сверстников.

В любой ситуации педагогу не­обходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и друже­любным по отношению к детям.

С осо­бым терпением и тактом он должен от­носится к детям с ОФПР, понимая, что у них могут наблюдаться большая по­движность или, наоборот, скован­ность, упрямство, неадекватные стра­хи и опасения, неуверенность в себе и конфликтность, неспособность сосре­доточиться на задании или неумение отвлечься и переключиться. Могут наблюдаться и вредные привыч­ки: ребенок сосет губы, грызет ногти, гримасничает, подергивается и др.

Есть такое правило: "Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам".

Помня об этом, педагогический работник с первых дней щедро дарит свою улыбку всем и каждому воспитаннику в отдельности.
В образовательном процессе широко ис­пользуются невербальные формы общения, которые позволяют ребен­ку получать эмоциональную поддер­жку.

К ним относятся:

  • ласковая, ободряющая интонация;
  • небольшое (меньше метра) рассто­яние между педагогом и воспитанником;
  • перцептивные контакты (погла­живание, пожатие руки, визуаль­ный контакт на уровне глаз).

Основная цель общения — со­здание условий для позитивного развития ребенка. Педагог избегает прямых оценок, навешивания ярлы­ков, не спешит ставить диагноз. Главное — включить воспитанника во взаимодействие, помочь ему преодолеть боязнь и негативное отношение к общению.

Педагог прини­мает ребенка таким, какой он есть, независимо от его успехов, не предъявляя строгих требований и не высказывая отрицательных оценоч­ных суждений. Наоборот, подбадри­вает ребенка, говорит, что все будет хорошо, чторебенок справится с заданием, правильно ответит.

В своей работе для создания си­туации успеха в образовательном процессе можно использовать эффективные словесные приемы.

30 вариантов того, как сказать ребенку "молодец" (из книги А. Р. Маллера "Ребенок с огра­ниченными возможностями"):
Прекрасно!
Мне нравится, как ты это сделал.
Это у тебя получилось лучше всего.
Здорово придумал!
Я просто обожаю это.
Умница!
Ты сделал это!
Молодец, у тебя все получилось! Об этом обязательно надо ска­зать родителям!
Все лучше и лучше!
Удивительно!
Ура!
Здорово, молодец!
Так чудно, пальчики оближешь!
Хорошо, а как тебе это?
Очень неплохо!
Ты делаешь все аккуратно.
Это просто замечательно!
Ах, превосходно!
Похлопаем нашему...
Именно так.
Восхитительно!
Правильно.
Это выглядит здорово! Это что-то особенное! Ух, вы только посмотрите! Я так рада! Отлично!
Мне нравится, потому что...
Ну, просто изумительно!

В педагогическому работнику нельзя сравнивать результаты работы ребенка с ОПФР с достижениями других у воспитанников. Как сказал Л. С. Выготский, "Каждый ре­бенок уникален, неповторим, имеет присущую только ему зону ближайше­го развития и соответственно имеет индивидуальные достижения". Теку­щая работа ребенка с ОПФР сравни­ваете, только с предыдущей.

Дети с особенностями развития очень чув­ствительны к мимике, жестам, темпу речи педагога. Это требует от него внимания и терпения.
В процессе совместного обуче­ния актуальны положительные взаимоотношения и между всеми воспитанниками при их взаимодействии как на занятии, так и в игровой деятельности. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Хочется на­помнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситу­аций, прохладных отношений, проявление безразличия и высокоме­рия, чем потом их исправлять.

Таким образом, в организации взаимодействия в системе "педагог — ребенок" при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются:

  • создание условий для форми­рования содержательной учебной мотивации;
  • целенаправленность и систем­ность педагогической работы;
  • ее направленность на результа­тивную подготовку каждого у воспитанника;
  • обеспечение на протяжении всего дня доброжелательной атмосферы;
  • дифференцированный и инди­видуальный подход к воспитанникам;
  • обеспечение максимальной на­глядности образоватеельного процесса;
  • стимулирование деятельности детей с ОПФР одобрением, похвалой;
  • широкое использование игро­вых методов и приемов обучения;
  • фиксирование внимания на по­зитивных продвижениях детей с ОПФР, избегание негативной оценки деятельности ребенка;
  • создание для детей с ОПФР ситуаций успеха;
  • оказание воспитанникам необходи­мой помощи разного вида;
  • обеспечение согласованности действий педагогического коллекти­ва и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах.

Если педагогу удастся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то успех будет обеспе­чен.

свернуть

Инклюзивное общество

Инклюзивная культура

Реализация идеи инклюзивного образования — одно из приоритетных направлений развития национальной системы образования Республики Беларусь.

В основе инклюзии лежит механизм «включения» ребёнка с особенностями психофизического развития (ОПФР) в общеобразовательную среду, что впоследствии обеспечит его интеграцию в общество. Инклюзивное образование призвано решить не только проблему повышения социального статуса и защищенности детей с ОПФР, но и создать наиболее безопасные и комфортные условия обучения и развития. 

Инклюзивное образование начинается с формирования инклюзивной культуры, которая характеризуется принятием и разделением всеми субъектами образовательного процесса (педагогами, учениками, воспитанниками, родителями, администрацией школы, детского сада) инклюзивных ценностей, а также «созданием безопасного терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой для общих достижений».

Причины, ведущие к увеличению числа детей с ограниченными возможностями, общеизвестны. Они предопределены условиями современной жизни общества и во многом являются следствием определенного экономического, демографического, экологического и социально-бытового характера.

 Сегодня в системе образования республики создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с инвалидностью не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе. Но по мере развития и расширения интегрированных классов и групп в детских дошкольных учреждениях стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детсада для ребенка с особыми потребностями и поместить его в обычном классе со сверстниками. Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.

  В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а мы, взрослые (педагоги, чиновники, родители), создаём негативные  условия для  детей, к сожалению, часто даже не задумываясь, почему у ребёнка теряется интерес к обучению и общению. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

  Традиционно понятие инклюзивного образования ограничивалось определениями, касающимися в основном реализации права на образование и социальную интеграцию учащихся с особенностями психофизического развития. Однако концепция эволюционировала в сторону идеи о том, что все без исключения дети должны иметь равные права, условия и возможности в сфере образования, независимо от их культурного, экономического и социального статуса, а также разницы в их способностях и возможностях.

        Основные ценности и убеждения, присущие инклюзивному образованию

  • Каждый имеет право на образование.
  • Все дети могут учиться.
  • Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время.
  • Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.
  • Детский сад, школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей.
  • Различия естественны, ценны и обогащают общество.
  • Дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике.  

    Инклюзивное образование характеризуется следующими особенностями:

  • каждый ребенок, независимо от своих особенностей и способностей, имеет возможность посещать учреждение образования по месту жительства, где предоставлены возможности для реализации его потенциала и для взаимодействия с другими детьми; 
  • физическая среда и весь обучающий процесс приспосабливается к нуждам каждого ребенка; 
  • весь персонал имеет соответствующую подготовку и использует не дискриминирующие и уважительные подходы во взаимодействии с детьми и их родителям.

 Инклюзивное образование считают логическим продолжением идей интегрированного обучения, предшествовавшего инклюзии хронологически, идеологически и технологически.

Так как, в развитии интеграционных тенденций в образовании можно выделить три этапа:

1. Мейнстриминг (mainstreaming) – общий поток – преобладает физическая интеграция и обучение ребенка-инвалида осуществляется по отдельной программе.

2. Интегрированное обучение и воспитание – преобладает образовательная интеграция и обучение по типовым программам соответствующей специальной школы.

3. Инклюзивное образование – социальная интеграция и обучение по единым национальным программам с необходимой их адаптацией.

Интеграцию и инклюзию можно рассматривать как две фазы одного процесса:

1) сначала обеспечивается просто присутствие,

2) затем полное включение в образовательную систему.

Характерные особенности образовательного процесса при интеграции:

- внимание направлено на проблемы «особых» детей;

- изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям;

- преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями;

- организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги;

- образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и коррекции для детей с особенностями психофизического развития;

- ассимиляция детей с особенностями психофизического развития под условия социальной системы.

Характерные особенности образовательного процесса при инклюзии:

- внимание направлено на всех детей детского сада, школы;

- изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей;

- преимущества получают все дети;

- образовательный процесс организуется с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов;

- качественное обучение и воспитание всех детей;

- трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.

 

свернуть

Роль фонематического слуха в развитии речи детей

   Фонематический слух представляет собой УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ, что является ОСНОВОЙ для понимания смысла сказанного. При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».

   Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

    Чем чревато несовершенство фонематического слуха? Прежде всего, проблемами с письмом, а в дальнейшем с русским языком. Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:

— замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался») ;

— слитное написание предлогов («втрех шагах… », «понебу… ») ;

— написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце») ;

— не дописываются окончания слов;

Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития.

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.

   На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

   На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

   На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

   На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Итак, развитый фонематический слух позволяет:

1. Правильно произносить звуки;

2. Четко произносить слова;

3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно) ;

4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

5. Успешно освоить письмо и чтение.

Как правильно развивать фонематический слух

1. Первый этап развития фонематического слуха – развитие восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.)

   Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

   Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.

   Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.

2 этап – развитие речевых звуков. Здесь предлагается множество интересных и увлекательных игр и упражнений.

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример: Пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Учитель-дефектолог называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Чудесная удочка»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

Игра «Найди место звука в слове».

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Игра «Придумать слова с заданными звуками»

Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.

По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

свернуть

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ

подробнее...

10 простых советов учителя - дефектолога родителям

подробнее...

Как мелкая моторика рук влияет на развитие речи

подробнее...

Советы учителя-дефектолога родителям детей с особенностями психофизического развития

подробнее...

Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи (советы учителя-дефектолога)

подробнее...

Автоматизация звуков в домашних условиях

подробнее...

Памятка родителям детей, посещающих занятия учителя-дефектолога

подробнее...