Скоро в школу

В 6 или 7 лет в школу?

Дети, которые пошли в школу в 7 лет, более спокойны и усидчивы и легче постигают предложенный школьной программой материал. Но мнение психологов и педагогов не останавливает большое количество родителей, стремящихся отдать в 1-й класс шестилеток. Правда в этом вопросе, как обычно, находился "где-то посередине"...                                                                                                            
  ШЕСТИЛЕТКИ.            
     По закону ваш ребенок может отправиться в школу с 6 лет. Для этого требуется желание родителей и отсутствие противопоказаний к ранним школьным занятиям у ребенка. К таковым относятся физическая, психологическая или умственная неготовность(не путать с отсталостью!)к обучению в школе. Если ваш ребенок посещает детский сад, то свое мнение о его готовности к школе выскажут специалисты дошкольного учреждения. Если он первые 6 лет находился дома, то родителям лучше обратиться за консультацией к психологам и педагогам. Плюсы. Шестилетки отличаются живым умом и любознательностью и потому относятся к школе как к новому приключению. Они могут быстрее находить общий язык со сверстниками. Родители школьников-шестилеток довольно констатируют, что их дети получат аттестат о среднем образовании в 17 лет. И, соответственно, юноши-выпускники будут иметь больше возможностей попробовать свои силы на вступительных экзаменах в вузы, а не отправятся прямиком в армию. Минусы. Чаще всего первоклашкам-шестилеткам бывает очень сложно выдержать уроки. Они еще в силу возраста не обладают той усидчивостью, чтобы на протяжении 30-40 минут, сидя за партой, внимательно слушать учителя. Это может осложнить обучение и сделать более проблемной адаптацию ребенка, которому еще хочется больше прыгать и гулять. Такие дети чаще всего хуже воспринимают учебный материал, их успехи и интерес к урокам во многом зависят от родителей, бабушек или нянь.                                       
                                                                                     
СЕМИЛЕТКИ.        
       Попадая в 1-й класс, составленный преимущественно из шестилеток, первоклассник, который готовится отпраздновать свой 8-й день рождения, выглядит переростком. "Детский коллектив бывает очень жесток", -рассуждают мамы первоклассников-семилеток, признавая свой главный страх: возможно, ребенку будет сложнее вписаться, если он окажется на год младше. Впрочем, справедливости ради отметим, что проблемы социализации в школе могут ожидать любого ребенка, вне зависимости от возраста. Плюсы. Семилетки лучше подготовлены к школе, более усидчивы, у них лучше развита мелкая моторика. Учителя хвалят таких учеников, приводят их в пример. Нервная система к 7 годам гораздо более развита, чем в 6, и медицинских показаний для "отсрочки" у семилеток на порядок меньше. В конце концов, как рассуждают мамы и особенно бабушки, сознательно отправляющие деток в школу после 7 лет, "пусть у ребенка будет еще один год детства, ведь в школе у него уже будет больше обязанностей, а не прав".
Минусы. Ребенок в 7,5 лет к моменту поступления в 1-й класс может "перегореть". Может оказаться, что он уже давно умеет читать, писать, считать и рассуждать, и ему будет откровенно скучно на уроках, во время которых преподаватель объясняет менее "продвинутым" шестилеткам азы счета до10. Одна из главных проблем семилеток заключается в том, где провести последний год перед школой. Часто бывает, что родители, спеша отдать ребенка в детский сад, не учитывают, что, оказавшись в старшей группе, он распрощается с друзьями, которые отправятся в школу, а сам будет еще год ждать -либо оставшись "на второй год" в старшей группе сада, либо проведя его дома. Подготовительные группы существуют в некоторых детсадах Минска, но далеко не во всех. Не исключено, что родители, которым будет объявлено о расформировании группы, в которую ходил ребенок и почти все выпускники которой отправились в школу, вынуждены будут менять не только детский коллектив, но также воспитателей и детский сад. Преподаватели: шестилетки сильно уступают семилеткам. Большинство учителей начальных классов сходятся во мнении: лучше ребенка отдавать в1-й класс после того, как ему исполнится 7 лет. Многие родители рассуждают так: ребенок умеет читать, писать - пора в школу. И мало кто задумывается о психологическом аспекте, об особенностях восприятия мира шестилетним и семилетним ребенком. Они могут видеть одно и то же, но интерпретируют для себя вещи совершенно по-разному. Шестилетки в своей массе не готовы к школе как к работе. Школа -это серьезная нагрузка на здоровье ребенка, и детки 6 лет ее с трудом выдерживают, чаще болеют.         
               
Преимущества шестилеток:
Они более шустрые и быстрее схватывают материал. Но они и быстрее его забывают. Чтобы усвоить что-то новое, шестилетке надо ежедневно это повторять. У семилетнего ребенка знания закрепляются с гораздо меньшими усилиями. Психологи: все очень индивидуально. Нельзя однозначно сказать, в 6 или в 7 лет ребенок должен идти в школу. Все зависит от его личностных особенностей. Есть детки, которые и в 6 лет достаточно зрелые, а некоторые при внешне благополучных факторах совершенно не готовы к школе. Какие факторы стоит учитывать? В первую очередь физическое здоровье ребенка. Речь не только о диагнозах, которые имеет дошкольник в карточке. Если ребенок часто болел или родился недоношенным, вряд ли стоит рано отдавать его в школу. Бывает, что ребенок удачно справляется с нагрузкой в начальной школе, где с ним много занимается учитель, а реальные проблемы начинаются в 5-м классе, когда он оказывается не готов воспринимать и обрабатывать серьезный материал, а силы организма истощены к этому времени. Второй важный фактор -психическое здоровье ребенка. Необходимо понять, умеет ли он слушать и слышать, насколько он усидчив, как относится к взрослым.                                                        
Еще один немаловажный аспект готовности ребенка к школе -социальный. Как ребенок строит отношения в коллективе, насколько он тревожен и стрессоустойчив? Это все очень важно. Как же родителям объективно оценить готовность ребенка к школе? Надо подойти к этому вопросу комплексно. Стоит посоветоваться с врачами и провести медицинское обследование ребенка. Ну а психологические и личностные особенности малыша родителям помогут рассмотреть психологи. Сейчас их достаточно много -и в детских садах, и в поликлиниках. Если вовремя займетесь этим вопросом, не ошибетесь с выбором того возраста, когда именно вашему ребенку лучше пойти в 1-й класс.     
свернуть

Формируем графические навыки у старших дошкольников

Формируем графические навыки у старших дошкольников

В последние годы появились дидактические материалы, направленные на формирование графических умений у дошкольников: штриховки с достаточно сложными видами линий; обведение контуров различной конфигурации; написание письменных букв; рисование силуэтов по клеточкам и т.д. Однако,  формирование навыка письма -  задача начальной школы. В дошкольном учреждении проводится лишь подготовка руки  к письму средствами изобразительной деятельности. 

Овладение графическими умениями  стимулирует развитие детского творчества, способствует проявлению творческих качеств личности. Овладение графическими умениями в дошкольном возрасте имеет большее  значение для последующего обучения. Показатель функциональной готовности ребенка к школе,  обеспечивающий освоение им основ правописания -  развитие координированности движений, в т.ч. мелкой моторики руки.  Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный  орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки  определенного уровня и направленности, специальные двигательные и  графические умения.

Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов приводит к  трудностям в освоении навыков письма: неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. Неподготовленность к письму, низкий уровень развития двигательных  координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений грозят  развитием негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе. Условия и предпосылки для формирования навыка письма,   дальнейшего  развития творческого потенциала ребенка на более старших ступенях  образования создает использование графических игр.

Работа по формированию у дошкольников графических умений включает в себя:

- развитие пространственной ориентации детей на листе бумаги  (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.п.);

- развитие  чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм  движений;

- развитие изобразительных умений (в процессе изобразительной  деятельности, а также с помощью графических игр).

Ведущие направления по формированию графических навыков:  использование специальных графических игр; работа на  занятиях  рисованием.

Содержание графических игр разнообразно: штриховка, обведение заданных  линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, закрашивание  изображений, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без  опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных  композиций по опорным знакам (точкам) и без них с учетом принципов  ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов букв). Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание,  зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются  функции распределения внимания (способность концентрироваться на  нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля. Формируется  представление о рабочей строке, клеточке, линейке. Выполняя графические игры, ребенок учится точно следовать инструкции и  работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения,  что  важно при его подготовке к обучению в школе.

Применение изобразительных материалов при выполнении графических игр вариативно. На первых этапах работы уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации. Цветные карандаши позволяют  выполнять изображения в цвете.Сочетание в изображении цветных карандашей и фломастеров закрепляет у детей  навыки регуляции силы нажима. При выполнении более сложных графических игр уместно использовать  простой карандаш повышенной мягкости: сохраняется возможность коррекции неточных линий, штрихов, контуров. Карандаши должны быть хорошо заточены, иметь достаточную длину. Ручку использовать не рекомендуется.

Показ графических действий

      Обучая детей работе с карандашом, необходимо показывать правильный

прием рисования прямых линий:

  • Вертикальная- рука сверху вниз; карандаш идет перпендикулярно проводимой линии, по отношению к бумаге - наклонно.
  •  Горизонтальная- рука с карандашом внизу листа, перпендикулярно проводимой линии, движется в направлении проводимой линии (слева направо), видно все пространство движения, что облегчает зрительный контроль над направлением движения, рука имеет твердую опору на стол. 

При закрашивании широких плоскостей карандаш больше наклонен к бумаге, получаются более широкие штрихи,  закрашивается рисунок быстрее. При рисовании мелких деталейудобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. Лист бумаги должен лежать не у самого края стола, а выше, иначе  рука только кистью лежит на столе, локоть висит внизу, рука движется неуверенно, линия  дрожащая.

Показ взрослым графических действий и отработка этих приемов ребенком

способствует выработке легкости, свободы движения, произвольного изменения его по мере надобности.

При выполнении графических игр  закрепляется умение держать инструмент  свободно, легко производить им движения в различных направлениях. Для формирования навыков равномерного движения руки под контролем зрения используется штриховка. Ее правила: не выходить за контур, наносить линии в одном направлении, соблюдать расстояние между ними (не более 0,3—0,5 см).

Упражняются дети и в рисовании изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые линии, замкнутые формы.  Дети учатся дифференцировать силу нажима на карандаш или фломастер, совершенствуют навыки проведения линий неотрывным способом. 

Постепенно происходит усложнение графических игр путем использования  линий более сложной конфигурации, воспроизведения узоров по клеточкам,  самостоятельного декорирования предметных изображений предложенными  элементами, в т.ч. элементами буквенных знаков. Дети упражняются в  плавном, равномерном чередовании и изменении движений руки под контролем зрения. 

Накопление графического опыта идет параллельно с закреплением умения  ориентироваться в пространстве. Дети закрепляют приемы расположения графических элементов на плоскости, упражняются в правильном определении  направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов  узора с учетом ритма, симметрии. Характер  графических игр меняется  от образных, конкретных изображений к условным  (использование точек, штрихов, графем). Комбинируются петельные,  зигзагообразные, спиралевидные элементы.

 Необходимо следить за освещенностью рабочего  места, осанкой ребенка, его умением правильно держать карандаш, не  переворачивать тетрадь при выполнении графических игр. 

 Во время графической деятельности детей нужно делать паузы, используя упражнения для пальцев, рук, спины, глаз (произвольное сжимание и разжимание пальцев; элементы психогимнастики и пальчиковой гимнастики; переключение  близкого и дистантного зрения).

Особое внимание необходимо обратить на то, как держит ребенок карандаш, не переворачивает ли тетрадь при письме или раскрашивании. Перед  началом каждого занятия взрослый напоминает ему о правильной посадке за  столом:

1.  Ступни ног опираются на пол.

2.  Поясница опирается на спинку стула, а голова и туловище слегка  наклонены.

3.  Между грудью и краем стола должен проходить детский кулачок.

4.  Локти не должны находиться на весу.

5.  Правильность расстояния от глаз до книги и тетради проверяется так: оставить локоть на стол, а кончиком среднего пальца коснуться виска. Ниже

голову опускать не надо. 

Графические игры имеют постепенно нарастающую степень сложности. Продолжительность графических игр зависит от уровня развития и усидчивости  ребенка. Если у него возникли затруднения – необходимо объяснить задание еще  раз, начать выполнять его вместе с ним. Не стоит настаивать на выполнении  задания, если ребенок утомился. 

Мы предлагаем использовать в работе с дошкольниками пособия, разработанные  Е.В. Горбатовой «Линия-затейница», «В гостях у строчки». В этих пособия учтены все современные  рекомендации. Учитываются физиологические и психологические  особенности детей старшего дошкольного возраста. Графические игры проводятся  в красочных альбомах, в сюжетной форме, предполагается использование цветных карандашей – одним словом, созданы все условия, чтобы сохранить положительную мотивацию для выполнения задания.

свернуть