Методическая копилка

Памятка для педагогов, работающих с детьми с ОПФР

  • Создавайте в группе  благоприятный психологический климат;
  • Не раздражайтесь, будьте терпеливы и настойчивы;
  • Помните: максимум поощрения, минимум наказания;
  • Требуя, учитывайте реальные возможности ребёнка;
  • Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируйте темпы и объём работы;
  • Учитывайте «зону ближайшего развития», постепенно увеличивайте и усложняйте нагрузку;
  • Учите ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
  • Утверждайте позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
  • Строго следуйте режиму дня, предупреждайте переутомление;
  • Работайте в тесном контакте с родителями.

ПУСТЬ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ВСЕГДА У ВАС В ГОЛОВЕ:

Ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

Ребёнка высмеивают – он становится замкнутым

Ребёнок растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины

Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным

НО:

Ребёнка хвалят – он учится быть благородным

Ребёнка поддерживают – он учится ценить себя

Ребёнок растёт в терпимости – он учится понимать других

Ребёнок живёт в честности – он учится быть справедливым

Ребёнок растёт в безопасности – он учится верить в людей

Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире

ПРИЁМЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ ЭТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР:

  • Не убеждать, а понимать;
  • Не контролировать, а стимулировать;
  • Не навязывать, а высказывать;
  • Не приказывать, а советовать;
  • Не подменять, а доверять;
  • Не уничтожать, а ровнять;
  • Не руководить, а участвовать;
  • Не навязывать, а выбирать;
  • Не окриком, а юмором.
свернуть

Рекомендации по использованию в образовательном процессе изданий серии «Славим Родину трудом!»

Рекомендации по использованию в образовательном процессе изданий серии «Славим Родину трудом!»

 

Серия изданий «Славим Родину трудом!» подготовлена издательством «Адукацыя i выхаванне» по заказу Министерства образования Республики Беларусь.

Серия предназначена для совместной деятельности взрослых с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В рамках серии изданы книги:

«Кто нам строит новый дом?»;

«Кто нам шьет одежду?».

 

       Готовятся к изданию книги:

«Кто автомобили чинит?»;

«Кто выращивает цветы?»;

«Кто еду готовит нам?»;

«Кто нас учит?».

 

    Ознакомление детей с миром профессий – важный этап в процессе их развития и социализации, способствующий расширению кругозора, развитию интереса к окружающему миру.

Каждая книга включает в себя занимательный текст, который детям читают взрослые, а также иллюстрации и игровые задания, разработанные в соответствии с возрастными возможностями воспитанников старшей группы учреждений дошкольного образования и учащихся начальной школы.

Серия изданий «Славим Родину трудом!» направлена на:

формирование новых, а также расширение, уточнение уже имеющихся у детей представлений:

- о различных профессиях людей, в том числе предполагающих создание предметов рукотворного мира, необходимых для этого материалах, орудиях труда, личностных качествах человека-труженика;

- о белорусских предприятиях, общественных учреждениях и их назначении (магазин, ателье, больница, почта, библиотека и др.);

развитие способности детей отображать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание трудовых процессов взрослых; воспитание уважения к труду людей разных профессий, бережного отношения к продуктам их трудовой деятельности.

Книги серии «Славим Родину трудом!» рекомендуется использовать:

при проведении специально организованных форм образовательного процесса (игр, занятий), регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования по реализации содержания компонентов «Познание социума», «Рукотворный мир» образовательной области «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования;

в нерегламентированной деятельности воспитанников;

при реализации программы дополнительного образования детей и молодежи;

в процессе взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи (законных представителей воспитанников);

на учебных занятиях по учебным предметам в 1-4 классах;

во внеучебной деятельности (на мероприятиях профориентационной направленности, на тематических классных и информационных часах);

на занятиях по интересам в группах продленного дня.

свернуть

«Сказка как средство экономического воспитания»

     Экономическое образование (в широком смысле) рассматривается как процесс и результат формирования экономических знаний и умений, качеств личности, мышления и экономического поведения, присущих современному работнику, который опирается в своей деятельности на личностные и общественные интересы для повышения эффективности своей деятельности, а также распределение, обмен и употребление материальных ценностей. Система образования, не обеспечивающая преподавания основ экономических знаний, не выполняет своей основной задачи: не готовит дошкольников к принятию правильных решений в жизненно важных ситуациях.

Образованием обеспечивается: становление человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование картины мира, соответствующей  современному уровню знаний.

    Учебная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на формирование у воспитанников элементарных представлений об экономике (образовательная область  «Ребенок и общество», и раздел "основы экономической культуры"). Необходимо не только дать подрастающему поколению знания, но и сформировать у них интерес к экономической стороне действительности, научить мыслить экономическими категориями. Лишь при определенном уровне образованности и воспитания человек сможет эффективно выполнять свои функции. Происходящие в обществе изменения требуют создания новых ценностных ориентиров. При этом уровень экономического воспитания может служить одним из показателей социального прогресса общества.

Экономическое образование включает в себя две части: экономическое воспитание и экономическое обучение – и выполняет следующие функции:

образовательную  – ознакомление с элементарными экономическими знаниями, терминами и понятиями;

развивающую – содействие формированию разумных потребностей, желанию соотносить личные запросы с возможностями семьи;

воспитательную – формирование аккуратности, бережливости, ответственности, предприимчивости и т.д.

Все это направлено на достижение единой цели – становление основ ценностных ориентиров на ступени дошкольного возраста.

Экономическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эта потребность общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок уже с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Эффективность экономического воспитания во многом определяется тем, какая нравственная основа закладывается в личности ребенка. В процессе экономического воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств личности дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

Проанализировав методическую литературу по проблеме формирования  экономических представлений  у детей дошкольного возраста можно сделать вывод, что видные представители классической педагогики прошлого уделяли значительное внимание роли экономического образования.

В трудах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоции имеются рекомендации по воспитанию детей, которые имеют самое непосредственное значение  к экономическому воспитанию: обучение ремеслу с детских лет, умение трудится, овладение практическими навыками.

В педагогической системе А.С. Макаренко вопросы экономического воспитания занимали одно из ведущих мест: «Из каждого ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин».

В.А. Сухомлинский в своих работах писал, как важно с детства формировать у подрастающего поколения правильное отношение к миру ценностей «… возьмите ли вы игры, возьмите ли вы рисунки, возьмите ли вы труд – везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка».

Л. С. Выгоцкий именно он утверждал,  что начало развитие творческих способностей детей приходится на дошкольный возраст.

Эффективным средством в формировании экономических представлений и развития творческой индивидуальности является художественная литература, где экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. В своей работе педагогу необходимо опираться на методы и приемы, которые направлены на развитие творческой индивидуальности. Приоритетным является познавательное и личностное развитие ребенка, способствующее самореализации личности, проявлению своего «Я».

Вся работа должна быть построена на принципе беспрерывности и дифференциации экономического образования, который предусматривает постоянное перемещение от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, отличия в семейном воспитании, национальной традиции и интересов общества.

Необходимо выстроить определенную систему. Она должна быть последовательной и систематичной.

1 этап – подбор литературных произведений, наглядного материала.

(Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа могут быть использованы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость и д.р.)

2 этап  – знакомство детей с литературными произведениями.

Основная задача – вызвать у детей интерес к литературному произведению, эмоциональное отношение к героям, подвести к пониманию содержания произведения.

(Во время работы с произведением необходимо обращать внимание детей на такие качества героев, как смекалка, верность данному слову, способность вести переговоры, настойчивость в достижении цели. Включение детей  в драматизацию произведения и поведенческий репертуар героев позволит им познать экономическую картину мира и раскрыть  новую сферу социальной жизни людей.

Необходимо особое место отводить вопросам, которые взрослый задает ребенку. Переходя от общего к частному, например, что вы можете сказать о герое? Какие экономические качества присущи данному герою? Одобряете ли вы его поступок? Хотели бы вы им помочь? Что бы вы сделали? Такая постановка вопросов дает ребенку возможность выразить свои мысли, то есть идти «от детей».

Упражнения на сравнение, сопоставление, нахождение в разных героев схожих черт, упражнения на подбор слов – признаков, слов – действий помогут усвоить экономические категории, развить нестандартное мышление при решении проблемных экономических ситуаций.

Использование различных видов театра при знакомстве с литературным произведением является необходимым условием поддержания интереса детей.)

3 этап – формирование у детей умения высказывать оценочные суждения  о поступках героев с «экономических» позиций  и как результат  - сочинение новых произведений на основе знакомых с экономическим содержанием.

В работе  целесообразно использовать прием «вхождения». Например: «Представьте себе, что мы с вами пришли на рынок (очутились в сказке «Как мужик овцу купил?», Что вы видите на рынке?»)

При подготовке театральной постановки предложить детям выполнить игровое имитационное действие: прошагать как старик, пробежать как Колобок – невербальный способ с помощью мимики и жестов.

4 этап – творческое применение экономических знаний и средств в театральной и самостоятельной деятельности детей.

Совместно с детьми целесообразно изготавливать  декорации, костюмы, рекламы – афиши, билеты.

Результатом проделанной работы является театрализованное представление, в процессе которого у детей формируется экономическая компетентность, первоначальные экономические знания и умения, предпосылки экономического мышления, личностные качества и эмоциональное развитие детей. И неважно, ребенок играл роль или находился в зрительном зале.

Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляют собой единство формирования знаний, представлений, чувств и привычек поведения. Знания о том, почему следует беречь, экономить природные ресурсы, результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в игре и различных видах продуктивной  деятельности  (трудовой, изобразительной), когда действуют с необходимыми материалами.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности начинается в семье. Под чутким руководством родителей они могут самостоятельно оценить происходящее, если будут инициативны, независимы, предприимчивы, разумеется, в рамках своего возраста. Это не значит, что каждый ребенок в будущем должен стать экономистом или бизнесменом. Напротив, он должен развивать свои индивидуальные творческие способности. Но для того чтобы эти способности в полной мере реализовать, ребенок должен ориентироваться в окружающей жизни. А без знаний экономики сделать это очень трудно. Экономические знания также необходимы нашим детям, как элементарные знания гигиены, правил поведения в обществе и правил дорожного поведения, также важны, как знания родной речи и математики.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни  Родари: – «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется на многие годы. Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказок множество функций:

сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

пробуждает фантазию, творческую активность;

способствует пониманию внутреннего  мира людей;

знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;

помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

сказки, отражающие труд людей;

сказки, показывающие быт, традиции  народа, особенности ведения народного хозяйства;

сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;

сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

Сказки отражающие труд людей:

«Терем – теремок»

«Хаврошечка»

«Морозко»

«Мужик и медведь»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

К.И. Чуковский «Телефон»

Сказки о труде:

Народные сказки: «Терем-теремок»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о бартере:

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Сказки о деньгах:

К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»

Г.Х. Андерсен «Огниво»

Сказки о рекламе:

Народные сказки «Лиса  и козёл»

Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»

Ш. Перро «Кот в сапогах»

С. Михайлов «Как старик корову продавал»

Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:

   Народные сказки «Мальчик - с - пальчик», «Чудесная рубашка»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

   Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

   Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

   В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.

   Невозможна работа с художественной литературой, в общем, и в частности со сказкой, без участия родителей.

  Родители в основном, теоретически признают необходимость знакомства со сказкой, а практически редко содействуют приобщению детей к художественной литературе, ограничиваясь включенным телевизором.

   Вместе с тем, до настоящего времени отсутствуют научно – обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

   Задачей родителей является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно – экономического опыта дошкольников.

  В заключении еще раз следует отметить, что период дошкольного детства является сензитивным для становления личности ребенка.

Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания.

Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным поможет сказка.

свернуть

Детям об экономике

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются  с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести - также соприкосновение с миром финансов. именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление - экономическое воспитание.  педагог поможет создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.

ЗАЧЕМ И КАК ЗАНИМАТЬСЯ С ДЕТЬМИ ЭКОНОМИКОЙ?

Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Они преследуют следующие цели:

  • дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним
  • сформировать понимание значения труда в жизни человека
  • рассказать о процессе производства товаров и их потребление
  • познакомить с термином "реклама"
  • научить полезным бытовым привычкам
  • способствовать развитию  разумных потребностей. Таким образом, экономическое воспитание в дошкольном учреждении включает в себя  следующие основные блоги:
  • труд и его продут
  • деньги
  • реклама
  • экономика в быту

ЗАДАЧИ И ПРИЁМЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Экономические занятия в дошкольном учреждении  целесообразно начинать со среднего возраста:

  1. Четырехлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
  2. дети узнают, что каждый товар имеет свою цену
  3. расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям
  4. Ребята знакомятся с понятием "семейного бюджета" (зарплата родителей, пенсия бабушки и дедушки, стипендия старшей сестры или брата)
  5. вводится понятие "потребностей человека"
  6. дошкольники получают начальное представление о рекламе - способе донести информацию о товаре до потребителя.

На занятиях с детьми  пятого года жизни будут эффективнее следующие приёмы:

  1. обязательное присутствие игрового компонента, например, на каждое занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик
  2. Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней  родителей.  Воспитатель должен донести до  их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребенку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятия может идти речь?). Интересная идея - провести "аукцион" товаров, которые малыши дома сделают с родителями своими руками. Другой вариант - обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие "бартер"). мама и папа должны объяснять детям  особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они своей зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.

В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий , с которыми знакомятся дети. Полученные ранее занятия углубляются:

  1. ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
  2. педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.
  3. усложняется понятие производства и потребления.
  4. вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять  природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включенными свет и воду, бережно относится к одежде, обуви и прочее).
  5. воспитатель знакомит детей с понятием "валюта", они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.

Виды экономических занятий в детском саду

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.

Игровое занятие

Игра — наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам), викторины, соревнования.

Сюжетно-ролевые игры

Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, — примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги — разноцветные бумажки.

В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.

В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.

Настольные игры

В свободное время воспитанники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром: это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут скорее для старшей группы.

свернуть

Трудовое воспитание

Труд является основной, ведущей деятельностью человека, которая играет решающую роль в формировании его личности и которой он занимается всю свою сознательную жизнь.

Привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду обеспечивает его всестороннее развитие:

  • укрепление здоровья и физической силы;
  • способствует развитию психических процессов;
  • приобретение социальных навыков;
  • проявление индивидуальности;
  • расширение круга интересов.                          

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте носит характер продуктивной подражательной деятельности, которая во многом определяется желанием ребенка участвовать в ней и направлена на удовлетворение особо значимых для него потребностей.

Классификация видов детского труда 

Самообслуживание содержание своего тела в чистоте, прием пищи, одевание и раздевание, уход за игрушками и вещами.
Хозяйственно-бытовой труд уборка группы и других детских помещений сада, уборка участка, стирка белья, сервировка стола, подготовка к занятиям.

Труд в природе (сельскохозяйственный труд)

выращивание растений, уход за животными.
Ручной труд  изготовление сувениров, игрушек, пособий, ремонт игрушек, книг, рукоделие (шитье, вязание, вышивание, плетение).

 

Формы организации детского труда 

Формы организации свободного труда:

  • совместный труд с воспитателем (с отдельными детьми, с подгруппой детей, индивидуальные);
  • эпизодические поручения ( групповые, индивидуальные).

Формы организации обязательного труда:

  • дежурства (по 2 ,3, 4 человека);
  • коллективный труд со сверстниками (фронтальный, по подгруппам);
  • обязанности (постоянные поручения) (индивидуальные, групповые)

     

    Требования к организации детского труда:

    1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка
    2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.
    3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и к организации труда дошкольников. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.
    4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

    Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.

свернуть

Детям о профессиях

дивительная страна Детство!

            Можно мечтать о будущем, например, кем быть.

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности.  Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще.

Для того, чтобы воспитывать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.

"ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ ХОДЯТ НА РАБОТУ?"

"Строитель"

"Профессия ВЕТЕРИНАР"

Профессия АВТОСЛЕСАРЬ

Профессия АРХИТЕКТОР

свернуть

Формы и методы работы с воспитанниками по патриотическому воспитанию

   Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

    Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

     Эффективным средством является использование художественных материалов.

    Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.

  1. В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

  • организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  • инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
  • наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
  • хороводные игры, игры-имитации;
  • чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  • рассматривание семейных фотографий и др.
  1. В средней группевовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях.

    Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.

  1. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.

В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:

  • этические беседы о городе, родной стране, мире;
  • экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  • рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;
  • знакомство с элементами национальной культуры;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

При знакомстве дошкольников с историей родного города, приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:

  • по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
  • составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
  • рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
  • язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.

    В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

   Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

    Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

    Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

     Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

   Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.

свернуть

Азнаямленне выхаванцау з мастацкай літаратурай

 

Асноўнымі кампанентамі мастацкамі-маўленчай дзейнасці з’яўляюцца: успрыманне мастацкага твора, яго элементарны аналіз, узнаўленне і элементарная слоўная творчасць.

Педагогі спрыяюць развіццю умення уважліва слухаць мастацкі твор, пазнаваць і, па магчымасці, запамінаць яго ўжо на трэцім годзе жыцця. Педагог забяспечвае правільнае разуменне зместу твора, фарміруе навыкі яго дакладнай перадачы. Ужо ў гэтым узросце можна пабудзіць цікавасць да героя, сачыць за сюжэтам.

Сярэдні узрост.

Працягваецца фарміраванне умення успрымаць мастацкі твор; дакладна растлумачваць яго змест, спсцігаць пачуцці. Пры дапамозе педагога дзеці вызначаюць пэўны парадак падзей, асноўных герояў, найбольш яркія дзеянні, ўчынкі; выказваюць свае адносіны, даюць элементарную ацэнку; пазнаюць героеў на ілюстрацыях. Педагог падтрымлівае імкненне дзяцей да пераказу, казак, чытанне вершаў на памяць, удзелу ў драматызацыях. Дзяцей гэтага узросту вучаць пазнаваць і называць жанр твораў, выкарыстоўваць дакладные словы да падзей.

Мастацка-маўленчая дзейнасць выхаванцау старэйшай групы носіць разанстайный характар: яны слухаюць і пераказваюць казкі, чытаюць на памяць вершы, успамінаюць прыказкі, скарагаворкі. Гэтая дзейнасць цесна пераплецена з театральна-гульнявой, гульнёй-драматызацыяй; могуць вызначыць сціль (лірычны, гераічны, гумарыстычны, фантастычны…). Пасля 4 –х гадоў дзеці пачынаюць адрозніваць  рэальныя і казачныя жанры.

Падрыхтоўкай да ўспрымання твора можа стаць уводная гутарка/, стварэнне гульнявых сітуацый, назіранні за прадметамі і з’явамі, выкарыстанне нагляднасці, якая мае разнастайныя формы: маўленчая (выразнае чытанне дарослага), прадметная (цацкі..), выяўленчая ( карціны, ілюстрацыі), дзейсная ( дзеянні, якія адпавядаюць воброзу). Разгляданне карціны “Восеньскі дзень” Пытанні: Як вы назвалі гэтую карціну? Якая пара года на ёй адлюстравана?  Якімі словамі можна расказаць пра восеньскі дзень?  Як гэты дзень паказаны на карціне?  Якія прыкметы восені, паказанныя яна карціне, вам падаюцца болей?

Выхаванцам старэйшай групы перад чытаннем можна паказаць ілюстраваную кніжку, а потым пазнаёміць са зместам. Чытать і расказваць трэба павольна, з мімікай, не спяшаючыся.  Выкарыстоўваецца сумесная мастацка-маўленчая дзейнасць педагога і дзяцей. Актыўнаму ўспрыманню твора дзецьмі садзейнічаюць такія метады, як гутарка пасля чытання, паўторнае чытанне. Гутарка праводзіцца ва ўсіх гутарках: пытанні, накіраваныя на выяўленне асноўнага сэнсу твора (пра што гэта казка?); пытанні на ўзнаўленне зместу твора (гэта дае магчымасць успомніць падзеі, што дае магчымасць лягчэй запомніць змест); пытанні звязаныя з вобразам героя, адносіны да яго, пытанні на параўнанне герояў, іх знешні воблік. Пытанні прадумываюцца загадзя. Трэба вучыць дзяцей выказваць свае пачуцці да герояў.

Пераказваць літаратурныя творы дзеці могут цалкам, па часткам, ад імя персанажа, сумесна з выхавальнікам, сумесна з дзецьмі. Пасля чытання, можна задаць пытанне: Калі б вам прапанавалі намаляваць вожыка, якім бы вы яго намалявалі.

Структура па азнаямленню з творамі

Традыцыйныя заняткі пачынаюцца з уступнай часткі – мэта – падрыхтаваць да ўспрымання твора: разгляданне, напамінанне, гутарка: загадка, верш, паказ нагляднасці, пастановка праблемнага пытання, тлумачэнне незразумелых слоў. Заканчваць заняткі лепш паўторным чытаннем твора, ці найбольш спадабаўшыхся эпізодаў. Выкарыстоўваецца аб’яднанне на адных занятках творы розных жанраў. Распачаць зносіны можна з пастаноўкі праблемнага пытання. Паразважаць над тым, якога чалавека мы называем ветлівым, далей чытае апавяданне В.Асеевой “Чарадзейнае слова”. А потым паачынаецца размова па яго змесце.

Цікавай формай азнаямлення дзяцей з літаратурнымі творамі з’яуляецца правядзенне кніжнага тыдня. Можна арганізаваць літаратурныя віктарыны, раняшнікі;  тэатральныя спектаклі,  кніжныя выстаукі.

Азнаямленне выхаванцау з паэзіяй

Для малодшых дзяцей падбіраюцца творы 1-2 строфы, улічваючы пры гэтым індывідуальныя магчымасці. Расказванне вершаў можа суправаджацца рухамі дзяцей.  Дзецей 3-4 гады ў першым квартале знаёмяць з вершамі ў штодзённым жыцці, і толькі з другога квартала ўводзяцца спецыяльныя заняткі па завучванні вершаў на памяць.

Структура:

-уступ;

- выразнае чытанне;

- пасля паузы паўторнае чытанне;

-калі дзеці самі пажадаюць 1-2 дзяцей выклікаць для расказвання вершаванага тэксту.

Выхаванцау сярэдняй i старэйшай групы пасля першага чытання папярэджваюць аб тым, што яны будуць завучваць верш на памяць. Праводзіцца невялікая гутарка па зместу. Верш расказваецца яшчэ раз. Затым верш чытаюць дзеці. Не рэкамендуецца харавое завучванне. Для таго, каб усе дзеці запомнілі верш, яго паўтараць у вольны ад заняткаў час.

Азнаямленне выхаванцау з кніжнай ілюстрацыяй

Ілюстрацыі, якія суправаджаюць тэкст, павінны быць высокамастацкімі, добра выкананымі графічна, пазнавальнымі, даступнымі разуменню. У большасці выпадкаў ілюстрацыі паказваюць дзецям пасля чытання твора. Аднак бывае і выключэнне, калі ведае педагог на памяць, то можна у ходзе расказвання паказваць. Пры разглядванні ілюстрацый важна умела спалучаць пытанні с стлумачэннем і абагульненнем педагога. У малодшым узросце работа накіравана на тое, каб уважліва разглядаць ілюстрацыі і пазнаваць героеў, у сярэднім – разумець сюжет, апісваць ілюстрацыі па пытаннях. Выхаванцы старэйшай групы  ўзнаўляюць  у памяці і апісваюць падзеі ў той паслядоўнасці, у якой яны ўспрымалі казку з дапамогай серыі ілюстрацый па пытаннях.  Шырока выкарыстоўваюцца серыі карцін-ілюстрацый да казак. У малодшым узросце работа накіравана на тое, каб уважліва разглядаць ілюстрацыі і пазнаваць героеў казкі, у сярэднім – разумець сюжет, апісваць ілюстрацыі па пытаннях выхавальніка. Старэйшыя з дапамогай дарослага ўзнаюць у памяці і апісваюць падзеі у той паслядоўнасці, у якой яны успрымалі казку. З дапамогай серыі ілюстрацый можна выкарыстаць прыём састаўлення калектыўнага  расказвання па змесце казкі. Пачынае выхавальнік, далей дзеці. У старшай групе можна прыдумаць назву да кожнага  эпізоду, расказванне па ілюстрацыям, пераказ казкі па серыі ілюстрацый, гульнявыя літаратурныя віктарыны.

Навучанне пераказу мастацкіх твораў

Заняткі па навучэнню пераказванню літаратурных твораў праводзяцца з сярэдняй групы. Для першых пераказаў падбіраюцца творы невялікага аб’ёму. Пераказ маленькіх твораў, блізкі да тэксту. Незнаёмыя словы трэба тлумачыць перад чытаннем. Малыя пераказваюць тэкст, адказваючы на пытанні. Пры паўторным пераказе можна дзяцей далучыць да сумеснага пераказу. Пачынаючы з сярэдняга узросту, дзяцей сістэматычна вучаць пераказу. На першых занятках ім прапануюць вядомыя казкі, потым новыя, толькі што праслуханыя. Каб падрыхтаваць дзяцей да пераказу, выхавальнік 1-2 разы выразна чытае твор, ставіць дзецям некалькі пытанняў па змесце, робіць тлумачэнні, паказвае ілюстрацыі, потым чытае яшчэ раз, папярэдзіўшы, каб дзеці уважліва слухалі, бо затым яны самі будуць яго пераказваць. У ходзе пераказу выхавальнік дапамагае пытаннямі, падказкамі.  Калі хто не можа самастойна пераказваць, то разам з ім, пачынае фразу, а дзіця працягвае. Дзецям ст. узросту можна прапанаваць свій варыянт казкі з новым сюжэтам.

 Драматызацыя і інсцыніраванне мастацкіх твораў

Драматызацыя – гэта разыгрыванне ў ролях мастацкага твора, перадача характэрных рыс герояў. Для арганизацыі гульні-драматызыцыі дзеці добра павінны ведаць змест твора. Панімаць план сваіх дзеянняў. У гульнях-драматызыцыях, якія праводзяцца на занятках павінны прымаць удзел усе дзеці. Яе можна правесці 2-3 разы. У малодшых группах выхавальнік размяркоўвае ролі. Інсцынірванне праводзіцца толькі у старшай групе.

Знаёмства дзяцей з загадкамі, прыказкамі і прымаўкамі -  найлепшы сродак прывесці дзіця да жывой крыніцы народнай мовы.

Важным сродкам фармiравання у дзяцей сказау розных тыпау з’яуляюцца

практыкаваннi i гульнi: дагаворванне сказау. З малодшыми падбiраюцца сказы са знаёмых творау iсiччына хатка растала, а (зайкава стаiць, як таяла.) У сярэдняй групе з дапамогай практыкавання “Дапоунi сказ” дзецi вучацца складаць складаназлучныя сказы са злучнiкам а (морква салодкая, а рэдзька…. (горкая).

 

свернуть

Рекомендации по организации работы с белорусской народной сказкой

Ранний возраст:

1 этап – сказка рассказывается на память воспитателем индивидуально или подгруппе детей.

2 этап – подготовительный. Здесь используются разнообразные виды игр, упражнения, задания, литературный и песенный материал. Другими словами, детей подготавливают к восприятию сказки.

3 этап – проведение сюжетно-тематического занятия на основе бел. сказки. Занятие проводится по подгруппам.

В первой части занятия даются упражнения, игры, задания на пробуждение интереса к познанию нового, концентрацию внимания. Используются игрушки, предметы, оборудование в соответствии с содержанием сказки, создаются условия для деятельности различных анализаторов.

Основная часть занятия включает непосредственную работу над сказкой. При рассказывании обязательным элементом должна быть наглядность, т.к. у детей в этом возрасте наглядно-образное мышление.

В заключительной части занятия подводится итог. Используются вопросы (от двух – до пяти).

 Средняя группа:

Здесь необходимо предусмотреть виды деятельности, необходимые для развития самостоятельной речевой деятельности. Для этого могут быть использованы различные варианты: прослушивание аудиозаписи, инсценировка отрывков сказки, игры-драматизации, рассматривание картинок и иллюстраций, организация игр по мотивам сказки.

Детям, которые легко и быстро усвоили материал, необходимо предложить более сложную работу или дать дополнительные задания.

 Старшая группа:

Значительно усложняется содержание работы по ознакомлению с бел. сказкой, т.к. с расширением объёма знаний меняется и характер речевой деятельности детей этого возраста.

Рекомендуется проводить специальные беседы о ранее прочитанных сказках, во время которых задаются вопросы, предлагается предположить реплики героев сказки, их поступки. Очень важно давать большую самостоятельность детям как в выборе игры, так и в творческом решении её задач: личные оригинальные смелые решения, желание свободно выражать своё отношение к окружающему. Представления детей должны быть направленны на поиск и создание нового, тем самым дети защищают свою индивидуальность.

свернуть