Как мелкая моторика рук влияет на развитие речи

Что же тогда происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение управлений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребенок выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев такими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев.

Дети от 1 года до 2-ух лет воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. 3-летние малыши осваивают уже игры, которые производятся 2-мя руками, скажем, одна рука делает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик. 4-5-летние дети предпочитают игры с множеством событий. Более того, охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме.

Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитом - мелкими предметами, домиками, пластмассовыми шариками.

Примерно с 1-го года, кроме пассивных упражнений, ребенка нужно учить:

  • катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера.
  • рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина.
  • перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки).

Затем можно переходить к более сложным упражнениям с речевым сопровождением. С чего начать?

  • Дать ребенку 2 небольших округлых предмета (грецкие орехи, шарики, камешки) и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и в другую сторону;
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелки, бусинки, шарики, крупу;
  • Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца в одну сторону, начиная с мизинца, и в другую — с указательного пальца (на одной руке, на другой, на обеих сразу);
  • Быстро касаться большим пальцем одной руки указательного пальца другой, на обех руках сразу). Затем увеличить темп.

 Очень полезны для развития мелкой моторики такие виды деятельности:

  • лепка из пластилина и глины;
  • рисование, раскраска, штриховка;
  • составление аппликаций;
  • нанизывание на нитку бусинок, шариков,
  • завязывать узла на веревке, шнуре;
  • застегивание пуговиц, крючков, молний, кнопок, замочков;
  • закручивать крышки, заводить механические игрушки, часы;

Пальчиковые игры способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать). Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где разговорно-пальчиковая деятельность наиболее естественна? Ну конечно, в детском театре.

В учреждении дошкольного образования используются разные виды театров:

1) Самый первый, «Театр картинок».

Дети ставят и передвигают картинки на подставках. Воспитатель читает сказку, и она сразу оживает! Можно текст и по ролям пересказать.

2) популярен «Театр пальчиков».

Артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям. На пальцы можно надеть «наперстки» в виде зверушек или сказочных героев.

3) «Театр рукавичек» требует от взрослых из старых перчаток и варежек сшить забавные персонажи. Дети надевают их на руки и оживляют сказку.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но также кисти рук приспосабливают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Помните, что успешность выполнения заданий может не совпадать с возможностями и желаниями ребенка. Не показывайте ребенку своего огорчения или недовольство, если он не может справиться с заданием. Будьте терпеливы. Находите плюсы в любом результате.

Но нужно помнить, что пальчиковые упражнения будут эффективны только при ежедневных занятиях не менее 5 минут.