Как мелкая моторика рук влияет на развитие речи
Что же тогда происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение управлений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
- Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
- Если ребенок выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
- Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев такими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев.
Дети от 1 года до 2-ух лет воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. 3-летние малыши осваивают уже игры, которые производятся 2-мя руками, скажем, одна рука делает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик. 4-5-летние дети предпочитают игры с множеством событий. Более того, охотно подпевают тексты рифмовок в нужном ритме.
Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитом - мелкими предметами, домиками, пластмассовыми шариками.
Примерно с 1-го года, кроме пассивных упражнений, ребенка нужно учить:
- катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера.
- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина.
- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки).
Затем можно переходить к более сложным упражнениям с речевым сопровождением. С чего начать?
- Дать ребенку 2 небольших округлых предмета (грецкие орехи, шарики, камешки) и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и в другую сторону;
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелки, бусинки, шарики, крупу;
- Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца в одну сторону, начиная с мизинца, и в другую — с указательного пальца (на одной руке, на другой, на обеих сразу);
- Быстро касаться большим пальцем одной руки указательного пальца другой, на обех руках сразу). Затем увеличить темп.
Очень полезны для развития мелкой моторики такие виды деятельности:
- лепка из пластилина и глины;
- рисование, раскраска, штриховка;
- составление аппликаций;
- нанизывание на нитку бусинок, шариков,
- завязывать узла на веревке, шнуре;
- застегивание пуговиц, крючков, молний, кнопок, замочков;
- закручивать крышки, заводить механические игрушки, часы;
Пальчиковые игры способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать). Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где разговорно-пальчиковая деятельность наиболее естественна? Ну конечно, в детском театре.
В учреждении дошкольного образования используются разные виды театров:
1) Самый первый, «Театр картинок».
Дети ставят и передвигают картинки на подставках. Воспитатель читает сказку, и она сразу оживает! Можно текст и по ролям пересказать.
2) популярен «Театр пальчиков».
Артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям. На пальцы можно надеть «наперстки» в виде зверушек или сказочных героев.
3) «Театр рукавичек» требует от взрослых из старых перчаток и варежек сшить забавные персонажи. Дети надевают их на руки и оживляют сказку.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но также кисти рук приспосабливают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Помните, что успешность выполнения заданий может не совпадать с возможностями и желаниями ребенка. Не показывайте ребенку своего огорчения или недовольство, если он не может справиться с заданием. Будьте терпеливы. Находите плюсы в любом результате.
Но нужно помнить, что пальчиковые упражнения будут эффективны только при ежедневных занятиях не менее 5 минут.