Советы руководителя физического воспитания

Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений

Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело.  Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.               

 К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребенка правильной осанки. А ведь именно семья несет основную ответственность за  формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка.

Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Следует использовать словесные указания, показ, контроль за осанкой как со стороны взрослого, так и со стороны самого ребёнка.

Памятка для родителей

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду.

♦ У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).

♦ Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.

♦ Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.

♦ Обратите внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.

♦ Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.

♦ Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.

свернуть

Оздоровительная прогулка

   Роль прогулки для здоровья настолько велика, что её по праву называют оздоровительной. Что вкладывают в это понятие? Прежде всего, это мощная закаливающая процедура: ребёнок дышит свежим воздухом, в котором много ионов, благотворно влияющих на самочувствие.

   Свет и солнечные лучи способствуют образованию в организме витамина «Д», необходимого для укрепления костного аппарата. Прогулка - важнейший компонент двигательного режима, обеспечивающий удовлетворение биологической потребности в движении. Движения и физические нагрузки на воздухе, так необходимые для роста и развития ребёнка, вносят в копилку детского здоровья особую лепту. Нигде больше ребёнок не чувствует себя так свободно и раскованно, как на прогулке: можно покричать, подурачиться, выплеснуть отрицательную энергию, поиграть в любимые подвижные игры. Значит, можно утверждать, что прогулка ничем не заменимое комплексное оздоровительное и оздоравливающее средство.

   Для эффективного воздействия на здоровье детей каждая прогулка должна тщательно готовиться. Перечислим несколько обязательных правил, которые необходимо соблюдать:

- одевать детей на прогулку так, чтобы они не перегрелись и не вспотели; детей младшего дошкольного возраста, помимо помощников воспитателя, одевают и другие сотрудники;

- обращать внимание на одежду, которая должна отвечать погодным условиям, быть лёгкой, удобной; постепенно облегчать её в переходный зимне-весенний период, причём следует начинать с головного убора, варежек, замены зимнего пальто;

- следить, чтобы дети не мёрзли и не перегревались. Воспитателю необходимо знать внешние признаки, сигнализирующие о тепловом дискомфорте, и принимать незамедлительные меры. Замёрзшим детям следует предложить интенсивно подвигаться: попрыгать, пробежаться; сделать круговые движения руками, ногами. Вспотевший ребёнок (о чём свидетельствуют испарина на носу и на лбу, влажная шея) отправляется в помещение, где его переодевают его в сухое бельё, предлагают немного отдохнуть, а затем снова отправляется на улицу. Эта процедура обязательна,особенно для детей часто болеющих, так как перегрев для них – одна из главных причин рецидивов болезни;

- обеспечить оптимальную двигательную активность детей на прогулке, чередование физических нагрузок;

- для предупреждения переутомления предусмотреть разнообразие движений, форм и видов детской деятельности, игрушек, пособий; самые интенсивные физические нагрузки выносятся: летом на начало прогулки, пока нет жары, зимой – на конец, перед уходом в помещение.

    При проведении прогулки должна обеспечиваться достаточно высокая моторная плотность (80-85%).

   Игры и упражнения на воздухе организуются по типу физкультурных занятий и призваны решать целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Проводятся они со всей группой одновременно. Подбираются упражнения, обеспечивающие нагрузку на все группы мышц, разной интенсивности с постепенным повышением нагрузки и снижением её в конце.

На прогулке проводятся:

1. Подвижные игры разной подвижности и с разными движениями.

2. Игры с элементами спортивного ориентирования.

3. Прогулки-походы в природу.

    Таким образом, качество прогулки – это содержательная разнообразная деятельность детей, достаточная двигательная активность, оптимальная физическая нагрузка, которая достигается соотношением организованной и самостоятельной форм физического воспитания, чередования видов и интенсивности деятельности, положительное эмоционально - психологическое состояние (активное уравновешенное поведение), тёпловой комфорт.

свернуть

Спортивная форма на занятиях

Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.

     Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.

     Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности при его проведении. Одним из обязательных условий её соблюдения является наличие спортивной формы у детей.

      Ребенок получает полное физическое развитие, учится прыгать, бегать, ползать, лазать. Чтобы вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести: футболку, шорты, носочки, удобную спортивную обувь (тапочки на резиновой подошве или кеды) для занятий физической культурой.

    Родителям и воспитателям дошкольного образования нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому если ребенок наденет шорты на колготки, он вспотеет, в связи с этим основным требованием при проведении физкультуры в помещении является обязательное одевание носочков. Так же следует знать, что в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате, то есть у вашего ребенка должна быть специальная форма для занятий физкультурой, которая одевается непосредственно перед занятием и снимается после него.

      Одежда детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло – проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.

Спортивная форма для занятий физической культурой:

1.Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.

2.Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен. Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.

3.Обувь. Необходимо иметь тапочки или кеды на прорезиненной подошве,  они не скользят при выполнении упражнений. За счет тонкой подошвы дети невольно проводят профилактику плоскостопия.

4.Носочки. Носки лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. 

свернуть
поделиться в: