Дидактическое пособие «Круги Луллия» в работе учителя-дефектолога
20.02.2023От простого к сложному. Современные дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Учителя-дефектологи нашего детского сада ищут интересные детям и в то же время несложные способы развития высших психических функций ребенка. Проблема развития связной речи является на сегодняшний день одной из важнейших проблем, стоящих перед учителем-дефектологом.
Одним из занимательных методов обучения является игровое пособие Круги Луллия, которое широко используют дефектологи нашего детского сада. Так Куневич Людмила Владимировна разработала ряд игр для отработки предложно-падежных конструкций. Воспитанники с удовольствием составляют несложные предложения. Каждый ребенок, вращая круг, может самостоятельно выбрать действующего героя, понравившийся предмет. Использование пиктограмм предлогов закрепляет понимание ребенком смысла предложно-падежных конструкций и помогает правильно использовать различные предлоги в речи.
Дубойская Юлия Олеговна нашла применение пособия на коррекционных занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи. В этом случае Круги Луллия используются, как своеобразный фразовый конструктор. Ребенку предлагается самостоятельно или с помощью педагога собрать словосочетание или предложение, полностью состоящее из слов, отрабатываемой слоговой структуры. Наглядное моделирование произносимого предложения или словосочетания помогает воспитанникам закрепить навыки самостоятельного построения словосочетаний, предложений и увереннее использовать предложения в самостоятельной речи.
Балук Оксана Николаевна применила данное пособие в проекте по патриотического воспитанию «Я пазнаю свій край». Детям предлагается собрать логическую цепочку, включающую в себя логотип предприятия, размещенного в нашем регионе, производимую продукцию и материал, из которого эта продукция производится. А также у детей развивается логическое мышление, связная речь, идет закрепление правильного звукопроизношения.
Потенциал использования кругов Луллия очень широк. Такие игры можно использовать как один из этапов занятия, но при необходимости возможно построение всего коррекционного занятия с использованием дидактических игр на основе кругов.
Включение игр с кругами Луллия непосредственно в содержание занятий является одним из значимых средств реализации программных задач.
Всего три круга, а сколько игр можно реализовать с данным пособием! На каждый сектор круга помещается картинка. В своей практике мы используем сменные картинки, что позволяет использовать одну и ту же основу – круг для разных игр.
В результате работы с данным универсальным пособием у детей появляется интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Результаты видны не только в развитии речи, но неречевых психических функций. Дети учатся группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами, делить предметы на части, составлять целое из частей и узнавать предмет по его части, решать проблемные ситуации, фантазировать.
Балук О.Н.,
учитель-дефектолог